Дистрибьютор аудио, видео оборудования и систем домашней автоматизации
+7 (495) 280-00-04
 

Напряженная неделя Bowers & Wilkins


2 Сентября 2014 / Обзоры / Bowers&Wilkins

В журнале «Hi-Fi +» (Aug 29, 2014) появилась статья Алана Сиркома об участии компании Bowers & Wilkins в проекте по реставрации записей знаменитой оперной певицы Марии Каллас – «Maria Callas remastered, with a little help from her friends».

У компании Bowers & Wilkins в августе была напряженная неделя. Сначала она выпустила в свет автомобильную аудио, навигационную и коммуникационную систему для новой модели Volvo XC90. За этим событием сразу же последовало объявление об издании полной коллекции ремастированных записей знаменитой певицы Марии Каллас, а затем анонс новой Серии акустических систем Bowers & Wilkins CM S2. А затем, компания приняла небольшую группу европейских журналистов в своем центре для посетителей в городе Уорсинг, на южном побережье Англии.

Многие из записей одной из самых выдающихся меццо-сопрано 20-го века, Марии Каллас, так никогда и не были изданы. Хотя после нее были певицы с голосами чище и нежнее (причем достаточно много), и за 60 лишним лет встречаются записи лучшего качества, все же именно Каллас больше всего запомнилась публике как классическая оперная дива, и многие из ее записей - особенно «Тоска» и «Норма» начала 1950-х – задали такой музыкальный стандарт, который никогда не был превзойден.

Однако качество этих записей, часто оказываются не в состоянии соответствовать современным ожиданиям. Последний проект великой Каллас – это бокс-сет лейбла EMI конца 1990-х годов был достоверным воспроизведением большинства ее канонических записей, но он был реализован в тот момент, когда доступные технологии реконструкции магнитных лент были слишком примитивными, по крайней мере, по сегодняшним меркам.

Новый полный архив студийных записей Марии Каллас будет доступен на CD, а также в виде файлов высокого разрешения, которые можно будет скачать после 22 сентября на сайте Общества Звука Bowers & Wilkins. Это очередная попытка донести подлинный звук мастер-лент до слушателей. Заметим, что когда мастер-лента пролежала в архиве практически нетронутой в течение 60 лет или даже больше, это нелегкий подвиг.

Кропотливый процесс реконструкции мастер-лент был выполнен на студии Abbey Road. Частично причиной выбора именно этого места стал тот факт, что Abbey Road имеет обширную базу ленточных магнитофонов – от самых ранних проводных рекордеров - до последних многоканальных цифровых моделей, и это оказывает значительное влияние на звучание переносимой с ленты записи. В некоторых случаях, мастер-лента была воспроизведена на точно таком же магнитофоне, на котором она когда-то была записана, и это значительно помогает в работе (профессиональные ленточные машины того времени были, по сути, конструкциями, сделанными на заказ, и особенности конкретного магнитофона могут существенно влиять на конечный результат). Тем не менее, некоторые ленты были в довольно плачевном состоянии: со следами точек склейки при редактировании, потерявшие часть феррита (магнитного слоя), с изменениями по части общей целостности самой ленты. Эти ленты действительно хранили скрытые «жемчужины» творчества, однако, в основном в форме оригинальных инструкций, написанных в то время на коробках с лентами исполнителями, продюсерами, и звукооператорами. Именно они сыграли решающую роль в принятии решений о процессе мастеринга.

Сегодня можно читать записи звука в реальном времени и обрабатывать их с помощью чрезвычайно сложного анализатора спектра, а благодаря программе под названием Retouch’ -  ‘Ретушь’, вы можете вычистить методом клонирования посторонние шумы из записи, точно так же, как некоторые клонируют ненужные части изображения в Adobe Photoshop и убирают их. Но все это оказалось бы чрезвычайно противоречивым процессом, если бы не было тех самых заметок на коробках с мастер-лентами. В 1952 году, когда продюсер писал: «... пожалуйста, уберите эти чертовы Vespas» (вентиляторы), жужжание которых было слышно в театре "Ла Скала" во время записи, это было всего лишь его несбыточной надеждой – так как в то время не было никакого способа удалить эти звуки без ущерба для самой записи, потому что обычно это делалось с помощью регуляторов тембра. Именно такую операцию можно сделать сейчас -  избавиться в записи от шумов дефектных ламп в микрофонных предусилителях, от звуков падающих пюпитров, и от гудения всех этих проклятых вентиляторов Vespas. Реставраторы решили придерживаться очень консервативной стратегии сохранения записей, и хотя шипение ленты остается, но растяжка ее основы была скомпенсирована. Такие записи, сделанные для копирования непосредственно на виниловый диск (direct cut), тщательно контролируются для обеспечения стабильности высоты тона и отсутствие потенциально возможного плавания звука от эксцентриситета отверстия для шпинделя, но в планы реставраторов входило нахождение наименее поврежденных записей, а не таких, которые слишком пострадали.

Программы типа «Ретушь» выдают конечный результат в формате 24-бит, 96 кГц, но звукооператорами было принято решение обеспечить возможность записи на CD, плюс формировать файлы с высоким разрешением в формате 24 бита/96, но не увеличить разрешение искусственно до 24/192. Низкое качество многих оригинальных мастер-лент исключает подход с прямым преобразованием в DSD или DXD. Компания Bowers & Wilkins сыграла решающую роль в этом процессе, так как ее флагманские акустические системы 800D (вместе с усилителями Classé) обеспечивают мониторинг в тракте мастеринга.

Мы послушали несколько месяцев назад образцы записей из восстановленного архива Каллас в комнате мастеринга на студии "Abbey Road", и конечный результат оказался превосходным. Процесс ремастеринга, несомненно, стал любимым занятием для инженеров студии, поэтому они не приняли на вооружение слишком грубый или тяжеловесный подход, и не пытались переделать моно запись начала 1950-х годов в духе 2014 года. Вместо этого, они сумели заставить записи 1952 года зазвучать так хорошо, как это вообще в принципе возможно, используя технологии 2014 года.

У любого серьезного коллекционера оперной музыки наверняка уже имеется свое мнение о Марии Каллас, но здесь это не обсуждается. Однако, если вы придерживаетесь мнения: "чем больше Каллас, тем лучше", то этот набор - из разряда «непременно нужно иметь», причем либо на всех 69 компакт-дисках, либо как коллекцию скачанных файлов высокого разрешения

http://www.bowers-wilkins.co.uk/Society_of_Sound/Society_of_Sound

 

Последние новости


Все новости