Дистрибьютор аудио, видео оборудования и систем домашней автоматизации
+7 (495) 280-00-04
 

Звук MQA убеждает даже самых закоренелых посетителей выставки


17 Февраля 2016 / Обзоры / Bowers&Wilkins

MQA’s Sound Convinces Hardened Showgoers

На сайте журнала «Stereophile» (Jan 16, 2016) опубликован пост редактора Jason Victor Serinus, посвященный результатам сравнительного прослушивания музыки, записанной с MQA-кодированием и без него. 

«На выставке CES 2016 впервые в одной комнате собрался цвет аудиофильского общества: три сотрудника журнала «Stereophile» — главный редактор Джон Аткинсон (John Atkinson); аналоговый гуру из «AnalogPlanet» - Майкл Фремер (Michael Fremer) и пишущий редактор Jason Victor Serinus — чтобы встретиться с Бобом Стюартом (Bob Stuart) – основателем компании Meridian и провести немалое время, сравнивая звучание файлов до и после кодирования в новый формат MQA (Master Quality Authenticated). Вместе с ними был известный звукоинженер Питер МакГрат (Peter McGrath) из компании Wilson Audio, который принес на прослушивание несколько своих треков; а также Winai Pawitwatana - законченный меломан, чья компания, Deco является дистрибьютором Wilson, Meridian и многих других топовых брендов в Таиланде; плюс несколько членов команды MQA».

MQA-Stereophile

Изучают MQA (слева-направо): Peter McGrath, Jason Victor Serinus и Michael Fremer, а Bob Stuart с нетерпением ждет результатов, сзади сидит Winai Pawitwatana. (Фото: John Atkinson)

«Момент был благоприятный. 4 января, на выставке CES команда MQA объявила имена крупных компаний, которые предлагают сегодня совместимые с MQA устройства и закодированный в этом формате музыкальный контент. Три дня спустя 7digital - ведущая компания – поставщик цифровой музыки и радио услуг В2В, а также Onkyo music анонсировали свой первый контент от инди-лейблов, доступный для загрузки и потоковой передачи в формате MQA. Ожидается, что стриминг-сервис Tidal также объявит о доступности в формате MQA музыки высокого разрешения (hi-rez), а заодно и с качеством CD - как только все уляжется после приобретения ими нового генерального директора».

«Это было время больших ожиданий, и мы решили еще раз послушать технологию, от которой были в восторге с конца 2014 года».

«Система, установленная перед экспертами, содержала файлы до и после MQA кодирования, загруженные в сервер Меридиан Sooloos, который включал QNAP ядро и компьютер HP Touch. Прослушивание шло также через цифровой контроллер Meridian 818, который был оснащен потоковым клиентом, портом USB и декодером для MQA. Остальная часть системы состояла из усилителя мощности Dan D'Agostino Master Audio Systems, акустических систем Wilson Audio Sasha II и кабелей Transparent». 

«Сначала было проведено сравнения записей, сделанных Питером МакГратом до/после MQA кодирования – это был фортепианный концерт Дворжака в исполнении струнного квартета Эшера и пианиста Бен Гросвенора. "Это намного более эмоционально убедительно, и в звучании гораздо больше нюансов," – так я написал в своих заметках. "Темпы и акценты более ощутимы".  Джон Аткинсон, комментируя разницу в звучании с точки зрения инженера звукозаписи, отметил: "повышенная ясность пространственных соотношений между исполнителями и окружающей атмосферой в зале".

«Питер МакГрат, в свою очередь, сказал: "когда я услышал мои записи в MQA, то на моих глазах буквально навернулись слезы, ведь я впервые смог услышать то, что обычно слышу только в зале, где идет концерт. Возможно, MQA помог бы даже упростить процесс записи, благодаря тому, что звукоинженеры смогут лучше слышать то, что они записывают. Это позволит меньшими усилиями добиваться большего, потому что инженерам не придется что-то добавлять или воссоздавать, если они заранее будут знать, что в записи уже есть все, что они хотели бы услышать».

«Заключительный комментарий, столь же существенный, произнес либо Стюарт или кто-то в глубине зала. (Извиняюсь за то, что не обернулся достаточно быстро, чтобы уловить, кто это говорил.). "Возможно, вы смикшировали  запись по-другому, если в ней удалось с самого начала запечатлеть пространственные соотношения", - вот, что было сказано».

«Затем опять был Питер МакГрат с записью в разрешении 24 бит/88.2 кГц -  начало 5-й Симфонии Малера в исполнении Майкла Тилсона Томаса и оркестра New World Symphony. Так как  MQA кодирование наиболее эффективно в случае, когда известно оборудование для записи и мастеринга, МакГрат заранее сообщил Бобу Стюарту и команде MQA, что он использовал АЦП Meitner и микрофоны Grado».

«Сразу же стало очевидно, насколько глубже я могу воспринимать звуковую сцену при кодировании в MQA. Благодаря тому, что MQA корректирует даже малейшие ошибки синхронизации, особые пространственные соотношения были в значительной степени прояснены».

«Я понял, что Питер МакГрат счастлив, когда он подсознательно начал напевать вместе с симфоническим оркестром. Когда настала его очередь говорить, он сказал нам: "я услышал ветер за спиной оркестра, а такого я никогда раньше не слышал"».

«Особенно мне понравилась туба" сказал Джон Аткинсон. "Удары по литаврам и большой барабан звучат гораздо естественнее, а не как обычно, и звуковой почерк и размеры зала стали гораздо яснее", - отметил он».
«Затем мы послушали сравнение звучания, от которого уши Майкла Фремера моментально оживились - это был знаменитый живой концерт Кейта Джаррета в Кельне, в 1975 году (записанный в оперном театре в Кельне, Германия). К счастью для нас, Боб Стюарт смог заполучить в свои руки 96-кГц перезапись аналоговой мастер-ленты оригинала в формате ЕСМ».

MQA-Stereophile

John Atkinson, Peter McGrath, Bob Stuart, Jason Victor Serinus и Michael Fremer.

После того как выставка CES-2016 закончилась, Майкл Фремер добавил еще несколько фраз о том, что он услышал: «На диске CD в этой же записи имеется несфокусированный, размытый образ фортепиано, висящего в пространстве, со смешанными реверберациями в комнате, которые только запутывают рисунок. Нет звукового образа, нет ощущения, что вы там. Мой разум не мог смириться с этим, потому что все это тревожило и не имело смысла. Вот почему многие люди не слушают компакт-диски при выключенном свете и остаются в напряжении. Когда же мы слушали версию, кодированную в MQA, там была когерентная атака, четкое плато и затухание. Наконец-то, я смог визуализировать, как Джаррет играет на фортепиано в трехмерном пространстве, и почувствовать пространство позади него. Это было похоже на то, как музыка звучит во время записи. Я думаю, что поскольку Джаррет тоже меломан и любит винил, он услышал бы то же самое».

«Г-н Фремер не одинок. Когда Питер МакГрат услышал версию записи в MQA, он буквально рассмеялся от восторга, услышав разницу. «Эта запись звучит гораздо ближе к тому, что можно сделать на пианино», - сказал он».

«Что касается моих впечатлений, то гармоники звучания фортепиано – это лучшее из доказательств. Я чувствовал, как будто кто-то чисто-чисто вымыл все окна, и я смог увидеть музыку гораздо глубже, чем раньше. Когда Джаррет со всей силы нажимал сразу несколько клавиш, смешивая ноты, то отражение их эха в пространстве можно было разглядеть гораздо легче. По опыту знаю, что, если бы мы были в состоянии слушать весь трек, эмоциональное воздействие музыки было бы намного больше».

«В завершение сессии Боб Стюарт воспроизвел сравнение до и после MQA кодирования для трека с первой записи звукоинженера Мортена Линдберга (Morten Lindberg) фортепьянной музыки Карла Нильсена. "Для меня стало шоком возвращение к оригинальной DAT записи и обнаружение, насколько плоско и с нехваткой гармоник она прозвучала," сказал он. "Хотя в нашем распоряжении была только CD версия оригинальной DAT записи, - DAT-магнитофон был уже в нерабочем состоянии, мы смогли получить доступ к исходному конвертеру, который в свое время использовал Линдберг."Наша реакция, как вы можете себе представить, полностью совпала с нашими наблюдениями при прослушивании трека Джаррета».

Хотя Майкл Лаворна (Michael Lavorgna) из журналов «Stereophile» и «AudioStream» слушал записи в MQA отдельно от нас, он любезно прислал мне свои комментарии по поводу выставки CES: «На  выставке CES 2016 самое частое по упоминанию слово из области воспроизведения звука и компьютеров было – «Ready» - «Готов». Продукты с надписями «Roon-Ready» и «MQA-Ready» привлекли максимум внимания именно потому, что Roon сумел существенно улучшить интерфейс для воспроизведения файлов хранимой и потоковой музыки, а MQA заставил цифровую музыку звучать гораздо лучше».

«В последнее время на форумах и в комментариях от меломанов со стажем появилось изрядное количество отрицательных суждений об MQA. Они либо полностью отвергают сам процесс кодирования, либо абсолютно уверены, что мы - всего лишь пешки в игре для организации MQA, или же мобилизованы для продвижения идеи о том, что теперь они будут вынуждены заменить не только их уже третью или четвертую версию классических записей на новые версии в кодировке MQA (когда они станут доступными), но и заменить свои ЦАП. Эти опасения, разумеется, правомерны».

«По словам Боба Стюарта, технологии MQA сделают любой MQA-кодированный при записи звук лучше, даже если у вас нет MQA декодера. Разумеется, запись будет звучать еще лучше, если вы сможете раскодировать ее. Но, для того чтобы извлечь хоть какую-то пользу для звучания, это делать не обязательно. Я бы добавил от себя, что доказательством мог бы стать эксперимент с прослушиванием, которого я еще не видел».

«Так как MQA был разработан с целью уменьшения размеров больших, hi-res файлов и для того, чтобы сделать их передачу/хранение более практичными, он непременно повлияет на нашу возможность потоковой передачи и скачивания  «хай-рез» контента. Иными словами, MQA сделает возможным хранение и прослушивание музыки с разрешением 352.8 кГц или 384k без перегрузки компьютеров, музыкальных серверов или Интернета. (В последнем примере, который Боб Стюарт воспроизвел для нас, музыка с разрешением 24/352.8 была получена со стримингового сервиса Tidal, и она прозвучала отлично). А так как MQA, подобно гибридным дискам SACD, обладает обратной совместимостью, вы сможете воспроизводить файлы в MQA-кодировке на вашем существующем оборудовании без дополнительных вложений. Короче говоря, MQA - это беспроигрышный вариант для всех любителей музыки».

Узнать больше можно на сайте журнала.

Последние новости


Все новости