В самом авторитетном американском журнале «Stereophile» (Dec 17, 2021, https://www.stereophile.com/content/bowers-wilkins-diamond-series-804-d4-loudspeaker) появился обзор напольных акустических систем Bowers & Wilkins Diamond Series 804 D4. Известный эксперт John Atkinson внимательно изучил их конструкцию, вспомнил историю тестов акустических систем Bowers & Wilkins, начиная с 1977 года, прослушал множество музыкальных произведений в самых разных жанрах и провел полный комплекс измерений характеристик 804 D4 (полученные графики и диаграммы приводятся и обсуждаются в конце статьи). Джон Аткинсон пришел к следующим выводам:
Подведение итогов
«Посетив исследовательский центр и фабрику Bowers & Wilkins в Англии, я понял, что их инженеры способны сконструировать акустические системы так, чтобы они обладали любым характером звучания и любыми измеренными параметрами - какие они только пожелают. Исходя из моего опыта прослушивания, не только 804 D4, но и 705 Signature, про которые я написал: "Я был удивлен, насколько мне понравилось иметь 705 Signature в моей системе... поскольку их измеренные параметры подразумевали несколько "сшитый на заказ" звуковой характер" — так вот, я пришел к выводу, что как измерения 804 D4, так и их звуковой почерк указывают на то, что достижение классически ровного и нейтрального тонального баланса в стиле произведений Флойда Тула (Floyd Toole) не было основной целью команды конструкторов Bowers & Wilkins. Вместо этого четкость, прозрачность, низкочастотная артикуляция и отсутствие окраски средних частот, по-видимому, имели гораздо более высокий приоритет».
«Даже после того, как я измерил характеристики акустических систем 804 D4, проблемы, которые я обнаружил, как оказалось, в основном вовсе никак не мешали музыке. Например, резонансы портов, очень мало влияли на четкость средних частот, и хотя я иногда осознавал, что резонанс чуть ниже 4 кГц добавляет некоторый акцент в области «презенса» (присутствия), похоже, он не был возбужден в ходе прослушивания большинства записей. Экстремальный поворот сходящихся перед слушателем осей излучения колонок, рекомендованный в Руководстве, уменьшил слышимость излишка высоких частот, хотя их общий баланс делает процесс согласования звучания более трудным, чем обычно. А в сочетании с высоким импедансом АС в области середины высокочастотного диапазона это может сделать звук ламповых усилителей слишком «ярким».
«В целом, однако, я нашел звук 804 D4 соблазнительным. Это такие акустические системы, которые вам непременно нужно прослушать».
«Журнал «Stereophile» протестировал множество акустических систем Bowers & Wilkins, начиная с первой - DM6 (получившей прозвище "беременный пингвин"), в декабре 1977 года. Самой последней была полочная 705 Signature, о которой я писал в декабре 2020 года. Я завершил свой обзор 705 Signature, которые стоят около 4000 долларов за пару, написав фразу, что "эта элегантная колонка вышла за рамки просто приятного воспроизведения музыки в весьма достойной манере". Итак, прошлым летом, после того, как я посмотрел видео презентацию новых акустических систем Серии 800 D4 Diamond от Bowers & Wilkins, я попросил прислать для ознакомления напольные АС 804 D4.
Прослушивание
«Слушая трек формата два-моно с розовым шумом на компакт-диске Editor's Choice CD (Stereophile STPH016-2), я заметил слишком много энергии на высоких частотах. Я последовал совету в руководстве и подключил колонки так, чтобы они были направлены на место прямо перед креслом для прослушивания. Это уменьшило избыток высоких частот настолько, что теперь я мог слышать, как розовый шум воспроизводится с неокрашенными средними частотами, хотя в узкой полосе в области презенса все еще был некоторый акцент».
«804 D4 воспроизводили 1/3-октавные тест-сигналы с диска Editor's Choice вплоть до 40 Гц, при этом на 160 Гц они были немного выше по уровню, а на 80 Гц и 63 Гц немного ниже, чем с обеих сторон — все это - комнатные эффекты. Тон 32 Гц был усилен самым низким комнатным резонансом, и я все еще мог слышать 25 Гц на моем обычном уровне прослушивания, но 20 Гц были не слышны. Тест-сигналы звучали чисто, что подразумевает низкие искажения».
«Звучал ли уровень высоких частот 804 D4 или его верхних средних частот достаточно близко к правильному, зависело от воспроизводимой музыки. На записях, в которых не было так много высокочастотной энергии, например, соло на фортепиано, таких как Роберт Сильверман, играющий "Liebestraum" Листа, мои уши оценили уровень средних частот как эталонный. Steinway D, сыгранный Сильверманом, был воспроизведен без выпячивания каких-либо нот, и был четко привязан к акустике церкви в Альбукерке, где была сделана запись. И когда Сильверман нажимал на клавиши рояля, четкость каждой ноты была ошеломляющей».
«За треком Сильвермана последовало Roon Radio со вторым "повторением" аранжировки Zenph Сергея Рахманинова "Liebesleid" Фрица Крейслера из записей 2010 Records 2 Die 4, Rachmaninoff Plays Rachmaninoff (16/44.1k MQA FLAC, decoded by Roon to 24/88.2k, Tidal/RCA Red Seal 748971). Тонкая атмосфера вокруг и за воспроизводящим пианино Steinway D, управляемым MIDI-данными, полученными из оригинального рояля, была четко воспроизведена B&W 804 D4, и, как и в моей записи Silverman, звук пианино воспроизводился без какой-либо окраски средних частот. Некоторые из самых высоких нот, однако, звучали немного подчеркнуто».
«Оставаясь с Рахманиновым и фортепиано, но добавив оркестр, я прослушал второй фортепианный концерт композитора с Владимиром Ашкенази в сопровождении Бернарда Хайтинка, дирижирующего оркестром Concertgebouw Orchestra (16/44.1 ALAC file ripped from CD, Decca 4757550). И снова четкость 804 D4 в средних частотах и басах была впечатляющей, позволяя звонким тонам и квинтам в левом регистре фортепиано поддерживать большую мелодию на низах струнных инструментов в начале первой части произведения».
«В то время как 804 D4 предлагают расширенные низкие частоты — оркестровый бас-барабан в увертюре Малкольма Арнольда "Beckus the Dandipratt" с композитором, дирижирующим Лондонским филармоническим оркестром (24/176.4 ALAC file transcoded from WAV, Reference HR-48), был воспроизведен с потрясающей стены весомостью - согласование низкочастотного динамика кажется специально оптимизированным для ясности звучания. Вкрадчивое звучание акустической бас-гитары Джерома Харриса на треке "The Mooche", с диска Editor's Choice была воспроизведена с отличной артикуляцией всех передних фронтов нот. Опять же, ощущение окружающей атмосферы на треках Арнольда и Харриса было превосходным».