В польском аудиофильском журнале «Audio Lifestyle» (22 listopada 2021) опубликован обширный обзор усилителя PrimaLuna 300 EVO Hybrid. Автор совершил экскурс в историю музыки и ее воспроизведения на 20, 30, 40 или даже 50 лет назад и пришел к выводу:
«Первый гибридный усилитель от голландского бренда PrimaLuna превзошел все наши ожидания».
А в конце обзора он даже сравнил PrimaLuna 300 EVO Hybrid, «…созданный компанией, возглавляемой Германом ван ден Дунгеном, - с дорогой аудиофильской скрипкой работы маэстро Гальяно!».
Вот, что он написал после прослушивания больше месяца, почти каждый день и по несколько часов за раз:
Несколько дней назад мы листали хорошо известный ежемесячный журнал для аудиофилов (не будем приводить его название), где опубликован список референсных пластинок, составленный его редакцией. Смотрели его с интересом, но не без острого ощущения напрасной потери времени, когда поняли, что снова речь идет об одних и тех же альбомах 20, 30, 40 или даже 50-летней давности.
Вот почему в какой-то момент нашей аудиофильской жизни, а это было задолго до начала пандемии, мы перестали посещать выставки hi-fi устройств с прослушиванием музыки, где монотонный демонстрационный репертуар часто был таким же неприятным, как преклонение идолопоклонников перед несколькими дорогими брендам, которые доминировали на выставке, как «девятый вал» на море.
Столь необычные суждения были сделаны на основе фрагментов записей Dire Straits, Four Seasons и Патриции Барбер. Посещение такой выставки было похоже на пребывание в лаборатории клинической психологии, где пациенты со всеми видами когнитивных расстройств отчаянно искали оправдание своей жизни в замкнутом мирке аудиофилов. Мы, конечно, тоже долго жили в таком мире и лечили наш невроз все более дорогими методами, но в какой-то момент пришли в себя, и тогда наша аудиофилия утратила свой невротический и раздутый характер, и двинулась в сторону чистого музыкального удовольствия. Мы наконец-то переключились с лихорадочных поисков оборудования на поиск захватывающей музыки. Такие поворот ошеломил уважаемых ветеранов аудио журналистики, и они в очередной раз решили добить нас своими любимыми граммофонными пластинками.
Вот почему мы любим оборудование, которое позволяет нам наслаждаться музыкой, которая нам нравится, интригует нас и ведет к новым открытиям. Нам нравится PrimaLuna 300 EVO Hybrid, потому что он позволяет нам бесконечно слушать музыку, которую мы обожаем: музыку, которая принимает самые разные формы. От классической электроакустики Daphne Oram и Éliane Radigue - главных героев превосходного документального фильма "Sisters with Transistors" - до радикального пост-минимализма исполнителей группы Wandelweiser, вплоть до джаза, серьезного и авангардного - от IRCAM (Institute for Research and Coordination in Acoustics/Music) из Дармштадта. С оттенком хип-хопа, который представляет для нас интерес, отчасти из-за творческого фейерверка при его создании.
Чтобы охватить такой спектр музыкальных направлений, недостаточно иметь просто универсальный усилитель; необходимо выбрать не только универсальный, но и необычайно музыкальный усилитель, который не искажает тональные оттенки, динамику и ритмы, и который может выдержать грохот рушащихся домов, фортепианные ритмы и духовые оркестры с Балкан. Всем этим условиям отвечает новый интегрированный усилитель голландского производителя. Он настолько хорош, что мы можем отказаться от дальнейшего поиска подходящего усилителя для воспроизведения самых сложных музыкальных жанров.
Вероятно, это первое устройство, способное без всяких сомнений воспроизводить звук, который можно найти только в лучших филармонических залах. Точность звука у него настолько высока, что вы можете легко определить, была ли запись в прямом эфире сделана в полностью или только наполовину заполненном зале. Динамические различия между различными секциями оркестра, детали фразировки и артикуляции слышны очень точно.
Без ламп в секции предусилителя (6 штук 12AU7) было бы невозможно добиться такого качественного воспроизведения звука, а без транзисторов (MOSFET) в выходном каскаде было бы невозможно достичь такой устойчивой мощности и звучности. Нет проблем услышать, был ли альбом записан в тесной спальне, в загроможденной студии где-нибудь во Флориде или в аудитории, акустика которой страдает из-за плохого архитектурного дизайна. А иногда это невозможно при современном состоянии технологий записи и редактирования.
Скрипка Страдивари сияет мастерской зрелостью, альт начинающего скрипача режет вам ухо, и вы сразу же обнаруживаете, какой пианист еще не продвинулся до уровня рояля Steinway model D. Этот усилитель обладает высокой детализацией, точностью и избирательностью при анализе записей, создавая при этом очень последовательную музыкальную сцену, пространство которой зависит только от намерений продюсера. Если бы нам пришлось использовать противоречие в терминах, чтобы описать характер этого усилителя, мы бы выбрали плавную устойчивость и плотную звуковую сцену. Многие усилители полностью раскрывают свой потенциал в определенном акустическом диапазоне, но новая модель PrimaLuna работает безупречно во всем доступном диапазоне.
Безусловно, самыми большими преимуществами голландского гибрида являются пространственность, динамичность, детальность, скорость и ламповый характер звука. Выходной мощности - 2 x 150 Вт на 8 Ом - достаточно, чтобы раскачать даже самые большие и «тугие» колонки. Мы гоняли нашу акустику больше месяца, почти каждый день и по несколько часов за раз. Это были опьяняющие часы, полные аудиофильского восторга, подкрепленные подарками от престижных виноградников и винокурен.
Настоящий аудиофил - это тот, кто перестает слушать оборудование и начинает слушать музыку. В самом деле, многие слушающие невротики наверняка избавятся от всех своих проблем, взяв этот гибрид в свои дома. Он очень хорошо сделан, хотя, конечно, не соответствует последним тенденциям промышленного дизайна. Но для нас, однако, такая грубая индустриальная форма чрезвычайно подходит, особенно с учетом того, что мы все больше склоняемся к оборудованию, которое объединяет аудиофилов с профессионалами звука, которые вообще не обращают внимания на ненужные измышления.
Для прослушивания всех записей из Tidal и нашей цифровой hi-res библиотеки на MacBook Air мы использовали наши акустические системы Nautilus 804, PrimaLuna и конвертеры SPL Phonitor One D и RME ADI 2 Pro. Кабели - Audioquest. Трудно найти лучший комплект - по нашему скромному мнению. И еще одно - усилитель весит 29 кг. Это настоящий закладной камень. Камень, на котором вы можете построить настоящую аудиофильскую церковь. Реформатскую церковь. Из тех, где вы не восхищаетесь новой одеждой священника и не приносите бесполезных жертв на алтарях недолговечных пророков, пылающих похотливым лицемерием. Но такой, в котором чем скромнее литургия, тем глубже переживание истины.
Мы без колебаний повторяем, что PrimaLuna EVO 300 Hybrid может стать единственным и последним усилителем в нашем аудиофильском существовании. Его скромная форма контрастирует с выдающимся интерьером, в котором нет места для неправильного выбора. Но тогда, не должны ли мы вести себя немного как те бойкие джентльмены, которые слушают одни и те же записи в течение полувека в качестве меры их опыта прослушивания?
Нисколько. И нам вспоминается история из биографии Каи Данчовской, великой польской скрипачки и ученицы Евгении Уминской, непревзойденной интерпретаторши произведений Кароля Шимановского. В знак большой признательности талантам своей ученицы в 1976 году госпожа Уминская подарила ей необыкновенную скрипку 18 века работы Януария Гальяно. Он был скрипичным мастером, обучавшимся у Страдивари, чьим звуком восхищался сам Давид Ойстрах, с которым миссис Данчовская совершенствовала свое мастерство. Это скрипка, которая сопровождала великую исполнительницу на протяжении всей ее успешной карьеры.
Новая PrimaLuna, созданная компанией, возглавляемой Германом ван ден Дунгеном, - это и есть наша аудиофильская скрипка работы маэстро Гальяно!
Оригинальный текст обзора (на польском): https://audiolifestyle.pl/nowosci/test-prima-luna-evo-300-hybridintegrated