В британском журнале «Hi-Fi News» опублирован обзор новой версии топового ЦАП PS Audio DirectStream DAC MK2. Автор Mark Craven в подзаголовке пишет: «Можно утверждать, что все лучшие ЦАП высокого класса оснащены фирменными заказными архитектурами для повышения дискретизации и преобразования – никаких "готовых" микросхем! PS Audio является частью этого клуба уже десять лет...».
Автор досконально исследовал конструкцию и прослушал ЦАП на самых разных музыкальных жанрах. По результатам тестирования он наградил DirectStream DAC MK2 званием «Hi-Fi News Outstanding Product» - «Выдающийся продукт»!
Вердикт Hi-Fi News
«Поклонники PS Audio давно ждали преемника ЦАП DirectStream DAC, и эта модель MK2 стоила того, чтобы ее подождать. Она основана на концепции фирменного программного кода, как и ее предшественница, но с комплексом улучшений, обеспечивая - несмотря на чувствительность некоторых усилителей к ультразвуковому шуму - потрясающее звучание независимо от того, какой тип музыки и файла вы выберете для воспроизведения».
В обоснование своих выводов Mark Craven написал:
«Все хорошее когда-нибудь кончается, хотя в мире цифрового hi-fi иногда этот конец наступает довольно быстро. Устаревание здесь не так "заложено в конструкцию", как, например, на рынке смартфонов, но технологические изменения, будь то в наборах микросхем, стандартах подключения или типах форматов, означают, что итерации ЦАП "MK2" и стримингового оборудования являются обычным явлением. Однако DirectStream DAC MK2 от PS Audio - это нечто большее, чем просто продукт второго поколения».
«Это связано с тем, что оригинальный DirectStream DAC, выпущенный почти десять лет назад [HFN, август 2014], за время своего существования много раз обновлялся с помощью апгрейдов ПО и новых операционных систем "Mountaintop". Подобно другим производителям ЦАП премиум-класса, компания PS Audio из Колорадо, США предпочитает собственную реализацию ЦАП, отказываясь от готовых чипов сторонних поставщиков и вместо этого записывает собственный фирменный код на микросхему FPGA (Программируемую вентильную матрицу – или ПЛИС). Это открывает широкий простор для гибкости, которая недоступна большинству других производителей ЦАП, и PS Audio не постеснялась его использовать».
Снова под контролем
«С годами ЦАП DirectStream был дополнен новыми функциональными возможностями, и программа обновления PS Audio рекламировалась как "новый ЦАП бесплатно". Например, последнее обновление ОС до "Sunlight" в 2021 году расширило совместимость файлов по подключению I2S с DSDх4 при одновременном улучшении качества звука. Однако теперь компания и ее конструктор Тед Смит достигли конца этого конкретного пути, и результатом стал перевыпуск флагманского ЦАП компании с ценой 1050000 руб.»
«Наиболее очевидное внешнее изменение, по-видимому, является чем-то вроде шага назад, поскольку DirectStream DAC MK2 отказывается от сенсорного экрана в пользу дисплея меньшего размера и расположенного рядом набора кнопок управления. Это сочетание, возможно, делает ЦАП, оснащенный ставшим уже привычным корпусом PS Audio черного или серебристого цвета и прочной конструкцией, более классным продуктом, и он по-прежнему предлагает ключевую информацию (выбранный вход, формат файла и т.д.), а также доступ к пользовательским функциям ЦАП. К ним относятся регулировка баланса, инверсия фазы, фильтр устранения предыскажений (de-emphasis - для воспроизведения компакт-дисков) и установка уровня громкости по умолчанию или фиксированного уровня выходного сигнала. Можно также выбрать, какую "версию прошивки" FPGA использовать, что позволяет проводить A/B сравнения и учитывать персональные предпочтения».
«PS Audio заявляет: "все, что может сделать DS, новый DS MK2 может сделать лучше", и для достижения этой цели компания полностью переосмыслила внутреннюю компоновку, обновив распределение питания, расположение основной печатной платы, выходные трансформаторы и операционные усилители – про которые заявлено о "меньших искажениях, более высоких токах, лучшем подавлении шумов от блоков питания и более четкий басовый отклик".
Армия «Спартанцев»
«Количество микросхем FPGA также увеличилось с одной до двух и была выбрана последняя версия Spartan 7 от Xilinx. Более того, все входы и выходы устройства теперь гальванически изолированы. Задняя панель также получила несколько иной вид, поскольку PS Audio расширила возможности подключения. Цифровые входы по-прежнему находятся на двух портах HDMI / I2S, оптическом и коаксиальном, USB-B и балансном AES / XLR, но теперь их два, что позволяет использовать объединенный вход для двухскоростного DSD. Устройство также лишилось слота для SD-карт своего предшественника (использовавшегося для загрузки новой прошивки) и заменило его здесь Wi-Fi и проводными портами Ethernet / LAN».
«Ранее эти опции были реализованы с помощью платы Network Bridge II от PS Audio, которая превращала его в потоковый ЦАП, но вместо этого DirectStream DAC MK2 разработан в качестве партнера готовящегося к выпуску стримера Air Lens. Это обеспечит гальванически изолированное соединение I2S с технологией буферизации/изоляции выходного сигнала "Digital Lens", представленной в PerfectWave SACD Transport – еще одном потенциальном партнере, который обеспечивает исходный (native) DSD-выход с дисков SACD».
«MK2 также будет обрабатывать PCM-файлы с частотой 705,6 кГц и DSD256 через USB-B, но что эволюционировало, а не изменилось, так это индивидуальный подход PS Audio к ЦАП-преобразованию. Благодаря тому, что все входные сигналы преобразуются в DSD поток с очень высокой частотой дискретизации, обработаны формирователем шума (noise-shaped) и отфильтрованы, этот ЦАП обладает уникальными техническими и субъективными характеристиками».
«Для своих сеансов прослушивания я использовал ЦАП с источниками, включая Apple MacBook, работающий под управлением Roon через USB-B, и SACD-транспорт PS Audio через I2S. В первом случае я действительно иногда замечал некоторые "хлопки и щелчки" при переключении между различными типами файлов (например, с DSD64 на DSD128). PS Audio заявляет, что знает об этом и работает над исправлением с помощью обновлений».
Новое измерение
«Мне еще предстоит услышать аудио компонент PS, который не произвел бы неизгладимого впечатления, самым последним из которых является его огромный моноблок BHK M600 [HFN Dec '22]. Этот усилитель сочетает в себе весомую презентацию с богатой тональностью, и DirectStream DAC MK2 производит аналогичное впечатление. Это исполнитель - суперзвезда с чудесно сбалансированным звучанием; высокие частоты, как правило, плавные, а басы обладают глубиной и драматизмом, но детали не запутаны, а звуковая сцена прозрачная и точная. Все это настолько до боли натурально, что за одним треком следует второй, затем их уже пять, и прослушивание длится целый вечер. Ни один жанр также не является нежелательным, поскольку DAC творит свое волшебство, очищая все - от рэпа до рока».
«Но что меня ошеломило, так это многомерность звука. Довольно часто я заканчивал тем, что склонял голову набок и смотрел с любопытством. "Lazarus" из альбома Дэвида Боуи «Blackstar» [Columbia/ISO/Sony Music, 96 кГц/24 бита] продемонстрировал тонко сконструированный образ с исключительной глубиной, так что в этой пропитанной электричеством постановке за вокалом Боуи скрывается множество слоев звука. Аналогично, песня Джо Уолша "Life's Been Good" [«But Seriously, Folks…»; Asylum Records, 44,1 кГц/16 бит], хотя и не была так откровенно сведена, все равно казалась без особых усилий трехмерной».
Истинная выдержка
«Изображение инструментов в этих произведениях было одинаково соблазнительным, звуча гулко и отстраненно у Боуи, сосредоточенно и отрывисто у Уолша, вплоть до мечтательной партии синтезатора ARP. Тем не менее, когда нужно что-то сделать, например, выявить «острые углы» и шероховатость, DirectStream DAC MK2 обязывает. Billy F. Gibbons - песня "My Lucky Card" с альбома «Hardware» 2021 года [Concord Records, 96 кГц /24 бита] воспринималась как притоптывающий, покрытый пылью кусок рок-н-ролла в южном стиле, музыка вырывается вперед на глубоком, пещерообразном фоне барабанов и электрического баса, в то время как различные тона, используемые Гиббонсом и его коллегой-гитаристом Остином Хэнксом (нечеткие для риффов, менее резкие для блюзового соло), боролись за мое внимание. Последующий трек "She's On Fire" продолжается в том же духе (чего еще можно ожидать от Гиббонса, в самом деле?) только здесь немного больше нюансов в продюсировании, больше ощущения присутствия в басовой партии, которую обеспечил ЦАП PS Audio».
«В качестве контраста, песня Кейт Буш "The Man With The Child In His Eyes" [The Kick Inside; Rhino Records, 44,1 кГц/24 бита] превратила DirectStream DAC MK2 в олицетворение гладкости, сделав ее сопрано высоким, в то же время раскрывая более глубокие, резонансные тона аккомпанирующего фортепиано, виолончели и деревянных духовых. Здесь были только свет и тень, тонкая динамика, мягко затухающие ноты и ощущение пространства».
«Такой уровень качества звука, который легко сопоставим с ценой DirectStream DAC MK2, явно является результатом очень продуманной инженерии и работы с числами, но я бы солгал, если бы сказал, что в его звучании есть намек на "компьютерный звук". Даже когда он превратил CD-рип с не очень хорошо записанным "Wolverine Blues" от Entombed [44,1 кГц/16 бит] во что-то приближающееся к красоте, с ритмичным постукиванием ногами и басовым звучанием, за которое можно умереть, так ему удалось звучать непринужденно и органично».
Золотой пояс
«Тем не менее, для оценки реальных возможностей DirectStream DAC MK2 заслуживает подачи DSD-материала, где его звучание, кажется, расширяется еще больше, извлекая бесконечное количество воздуха, деталей и нюансов. В "Et Misericordia" Кима Андре Арнесена из «Magnificat» [2L-106-SABD, DSD64], исполненной солистами Тронхейма в норвежском Нидаросском соборе, нежность струнных и вокала сочеталась с тем, как музыка затихала и перетекала, прежде чем массированный хор Арнесена достиг крещендо. Что касается впечатлений от воспроизведения, то оно было исключительно превосходным, почти на секунду уступая плавному, динамичному исполнению "Вариации на тему Фрэнка Бриджа" Бриттена теми же исполнителями [Reflections; 2L-125-SABD, DSD256]».
«Пару слов о басе. ЦАП PS Audio абсолютно контролирует низкие частоты, и точно так же, как высокая детальность не приводит к резкости, низкие частоты не нарушают общий баланс. В "Take Five" Антонио Форчионе ("Meet Me In London", лейбл Naim; 192 кГц/24 бита) было много тонкости с безладовым басом, а в "Lord And Master" Апаше ("Renaissance"; Kannibalen Records, 44,1 кГц/16 бит) - безумная смесь оркестровых и техно, переходящее от «волокнистых» аналоговых низов вступительных тактов к басовым эффектам и сбивчивым ударам, которые вырывались из колонок».
«Подборка многолетних фаворитов, включая Budgie, Джони Митчелл, Public Enemy и Джонни Кэша, усилила ощущение того, что переосмысленный DirectStream от PS Audio - это ЦАП на все сезоны, отражающий мастерство исполнителей, время и место записи, и тембр инструментов. Однако главным достижением стало созерцательное прослушивание альбома Макса Рихтера "'On The Nature Of Daylight" [The Blue Notebook; DG 483 5668]. Это неоклассическое произведение появлялось повсюду, начиная с оскароносного научно-фантастического фильма «Arrival» ("Прибытие") и заканчивая сериалом HBO "Последний из нас", и легко понять почему, поскольку этот трогательный материал гарантированно вызовет эмоциональный отклик. Когда я услышал это через ЦАП PS Audio, меня охватила дрожь. Это было действительно так замечательно».