В британском журнале «Hi-Fi Choice» (Sep 21, 2023, https://www.hifichoice.com/content/rotel-a11-tributecd11-tribute) опубликован обзор усилителя Rotel A11 Tribute и CD-проигрывателя CD11 Tribute . Автор отметил вклад замечательного конструктора Кена Ишиваты в их создание и оценил тюнинг компонентов, посвященных его памяти (Tribute).
По итогам прослушивания автор выдал A11 Tribute и CD11 Tribute «Рекомендацию журнала «Hi-Fi Choice» - «Hi-Fi Choice Recommended»!
Выводы
«Если вы ищете доступный CD-проигрыватель и усилитель с более чем ощутимым отблеском звездного качества, настоятельно рекомендуем попробовать эту пару Rotel с надписью Tribute - она действительно особенная и составляет очень сильную конкуренцию признанным фаворитам в этом секторе hi-fi-индустрии начального уровня».
Вот, что написано в обоснование высокой оценки:
«Вообще говоря, индустрия hi-fi нечасто преподносит нам большие сюрпризы: большинство анонсов новых продуктов носят скорее эволюционный, чем революционный характер, чаще всего ранние образцы попадают в избранные магазины и – учитывая, что, похоже, мало кто осведомлен о возможностях социальных сетей, чтобы гарантировать, что даже самые большие секреты просачиваются как сквозь сито – удивительно редко что-то действительно выходит из-под контроля, когда вы меньше всего этого ожидаете».
«Тем не менее, это именно то, что компании Rotel удалось сделать со своими моделями Tribute – тюнингованными версиями существующего CD-плеера CD 11 и усилителя A11. Это было определенно не то, что ожидали те из нас, кто зарегистрировался на онлайн-пресс-конференцию Bowers & Wilkins. Кульминацией мероприятия стало объявление о выпуске новой серии 600 акустических систем».
«То, что мы услышали, было не совсем моментом в стиле Стива Джобса “А вот и еще кое-что”, но от этого у нас просто челюсть отвисла. Не менее двух новых продуктов Rotel, было создано бывшим послом бренда Marantz Кеном Ишиватой, который скончался в конце 2019 года, и доработано командой с участием его давнего друга и сотрудника Карла-Хайнца Финка, до сих пор наиболее известного своими разработками акустических систем. До этого момента нигде не просочилось ни слова об этом проекте, в результате чего появление новых продуктов стало почти таким же потрясением, как и история, стоящая за ними».
«Как сказал технический директор Rotel (Chief Technology Officer) Даррен Орт: “На протяжении многих лет мы с Кеном вращались в одних и тех же кругах аудиофилов, как и семья Тачикава в Японии – основатели и владельцы Rotel. Существовало взаимное уважение к таланту и положению на рынке, а также давнее желание работать вместе, но такая возможность так и не представилась. Это, наконец, произошло в конце лета прошлого года, когда начались первоначальные обсуждения, а в сентябре проект стал реальностью. Вся инженерная команда Rotel была в восторге от того, что наконец-то получила возможность поработать с Кеном».
«И вот перед нами CD11 Tribute, проигрыватель компакт-дисков стоимостью 55990 руб. и усилитель A11 Tribute стоимостью 79990 руб., которые стоят немного больше по сравнению с уже зарекомендовавшими моделями начального уровня, на базе которых они были созданы, и имеют надпись "Tribute" на фасадах. На самом деле, эти два устройства обойдутся дешевле, чем то, что просили за них еще в марте 2019 года».
«Оба оригинальных компонента уже были хорошо приняты, и A11 даже завоевал титул “Лучшая покупка - усилитель” на EISA Awards 2019-2020, будучи описанным как “чрезвычайно привлекательный и музыкальный интегрированный усилитель”, а также "абсолютно выгодная сделка". Благодаря тюнингу они станут еще более привлекательными: с ними Кен Ишивата был уже знаком – неудивительно, поскольку они были очевидными конкурентами моделей Marantz серии 6000, – а также очень похожи по концепции на предложения Marantz начального уровня - в том смысле, что они относительно свободны от излишеств и были спроектированы с учетом высокого качества звука при строго ограниченном бюджете».
«CD11 настолько прост, насколько это возможно для проигрывателей компакт-дисков, особенно в эпоху, когда множество цифровых входов и даже возможность стриминга становятся обычным явлением: он опирается на опыт, накопленный Rotel как производителем CD-проигрывателей с более чем 30-летней историей, и использует 24-разрядный ЦАП / 192 кГц от Texas Instruments для передачи аудио на его аналоговые выходы, имеется также коаксиальный цифровой выход».
«Изменения в версии Tribute относятся как к электронике, так и к механике, начиная с подбора 8 конденсаторов в каскаде ЦАП – и замены одного резистора – в то время как в секции питания были обновлены все девять конденсаторов. В верхнюю крышку был добавлен специальный демпфирующий материал для устранения вибраций и звона – так что верхняя часть корпуса теперь издает "глухой стук" при постукивании, а не "легкое позвякивание", а также было уделено внимание как заземлению механики проигрывателя, так и его электрическим путям заземления».
«Усилитель в основном сконструирован как аналоговый, с четырьмя линейными входами и приличным каскадом фонокорректора для ММ-картриджей, а также переключаемыми выходами для двух комплектов колонок и выходом предусилителя на внешний усилитель мощности или на сабвуфер. Однако для удобства владельца он также оснащен Bluetooth-приемником на задней панели с поддержкой aptX, использующим ЦАП от Texas Instruments на 24-бит/192 кГц».
«Регуляторы тембра предлагаются в системе меню, но их можно обойти, есть также функции Rotel Boost и Rotel Max. Первый режим «повышает качество звука и обеспечивает уникальное сочетание тональных характеристик», в то время как второй обеспечивает обычный подъем низких частот. Они могут понравиться, если вы решите использовать усилитель на очень низких уровнях громкости, но я нахожу их слишком глубокими и предпочитаю использовать A11 с выключенным Rotel Boost и отключенными регуляторами тембра».
«Вклад Ишиваты здесь включал замену всех 10 конденсаторов и двух резисторов в секции усилителя мощности класса AB по 50 Вт на канал. Между тем, замена шести конденсаторов в секции предусилителя привела к улучшению более половины компонентов в сигнальном тракте. Все шесть конденсаторов в каскаде регулировки громкости также были заменены на более качественные, и снова был добавлен демпфирующий материал, на этот раз в корпус».
«Кен Ишивата работал с инженерной командой Rotel, согласовывая изменения и создавая первые прототипы, в короткий период между началом проекта и его кончиной. Заявленные преимущества звучат очень типично для его предпочтений: “повышение разрешения и детальности при одновременном обеспечении более музыкального звучания с улучшенным ритмом и синхронизмом”.
Качество звука
«Сочетание моделей CD11 и A11 Tribute с парой действительно неплохих полочных колонок, подобных модели Bowers & Wilkins 606 S2 Anniversary Edition, является хорошим выбором – есть определенная степень предвкушения. Могут ли эти простые, довольно тонкие и легкие компоненты (усилитель весит 6,85 кг, а проигрыватель - 5,8 кг, при высоте каждого менее 10 см) действительно обеспечить ту музыкальную вовлеченность, которая была отличительной чертой продуктов с подписью Кена Ишиваты со времен оригинального Marantz CD-63 Mk2 KI-Signature, вызвавшего большой интерес, как сенсация 1996 года?»
«Ответ - совершенно однозначный - "да"! На самом деле, я должен был бы взять оригинальный проигрыватель с подписью KI–Signature – одну из первых моделей 500 - и, сравнивая его с CD11 Tribute, нетрудно будет услышать ту же мысль в действии. Правда, у старой «машины» есть свои недостатки после почти четверти века использования - ее выдвижной лоток открывается и закрывается с визгом, и иногда она не может прочитать диск, – но ясно то, что и у нее, и у нового Rotel есть такая же прямая связь с воспроизводимой записью, так что усилитель A11 Tribute отлично справляется с передачей всего этого в колонки».
«Не нужно много усилий, чтобы понять, на что они способны: поставьте "Get Here" с альбома Олетты Адамс "Circle Of One" 1990 года, и вы легко услышите формирование голоса, реверберацию и простые инструменты, особенно яркие фортепиано и бас - "it can only be Pino Palladino". Но что еще более впечатляет, так это то, что, несмотря на все это высокое качество hi-fi, слушателя действительно привлекает само исполнение, которое именно такое, каким оно и должно быть».
«По сути, в этой очень доступной маленькой системе есть что-то от Кена Ишиваты: что бы вы ни слушали, музыка звучит по–особенному, от полноценных оркестровых произведений, до драйвового рока - я получал абсолютное удовольствие, слушая концертные записи Рори Галлахера 1977 года "Check Shirt Wizard" и недавний концерт Queen / Adam Lambert Live Around The World. Он полон соответствующей помпезности и гордости, особенно при воссоздание события «Live Aid» с благотворительного концерта «Fire Fight», который состоялся ранее. В нем есть весомость, теплота и насыщенность, но есть также воздух и пространство, и ощущение, что музыке дают возможность дышать. Это позволяет такой комбинации привлечь слушателя к тому, что воспроизводится, а также скрыть любые недостатки, которые могут быть у нее по сравнению с гораздо более крупными – и более дорогими аудио системами».
«Вам также не нужно ограничиваться прослушиванием записей, одобренных аудиофилами: блюз «Roadhouse» из недавно ремастированного «Morrison Hotel» группы The Doors вырывается из колонок с соответствующим грубым, грязноватым звучанием, но с великолепным характером исполнения. Дуэт Rotel не смущают требования больших оркестровых / хоровых произведений, как я обнаружил, воспроизводя недавнюю драматическую запись "Сотворения мира" Гайдна, насыщенную информацией. Даже несмотря на взрыв “Да будет свет” на открытии, нет ощущения, что система каким-либо образом ужесточается или теряет свою направленность. Да, некоторые могут предположить, что "всего лишь" 50 Вт на канал на самом деле недостаточно, но способность этой комбинации поддерживать звук в чистоте даже при сильном натиске опровергает это мнение».